Паспорт программы
Название |
Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения Угличского физико-математического лицея на 2008-2011 годы (Программа) |
Директор |
Мусинов В.С., директор муниципального общеобразовательного учреждения Угличского физико-математического лицея |
Главная цель |
Повышение качества и доступности образования посредством создания единого информационного пространства лицея и активное использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе. |
Задачи |
1.Создание единой информационной среды и развитие информационно-аналитической деятельности. 2. Повышение методической и технологической подготовки педагогов по проведению уроков в условиях единой информационной среды. 3. Дальнейшее развитие государственно-общественного характера управления лицеем. 4. Повышение воспитательного потенциала через совершенствование детской общественной организации «Союз лицеистов» на основе самоуправления. |
Сроки и этапы реализации Программы |
2008-2011 гг. |
Исполнители Программы |
Педагогический коллектив муниципального общеобразовательного учреждения Угличского физико-математического лицея. |
Ожидаемые |
1. Сохранение на уровне не ниже 80% количества успевающих на «5» и «4» и вовлечение 100% учащихся и педагогов в проектную и исследовательскую деятельность. 2. Государственно-общественный характер управления лицеем. 3. Создана ЛВС с выходом в Internet и оборудованы стационарные автоматизированные рабочие места учителей (компьютер, проектор, экран, МФУ) в 80% учебных кабинетов. 4. Внедрены в учебный процесс современные информационные технологии. 5. Повышена эффективность управленческих решений за счет создания единой информационной среды. 6. Формирование ценностей активной жизни у большинства учащихся. |
Группа |
Мусинов В.С., директор. Кожохина Л.В., заместитель директора по учебно-воспитательной работе, Климатов А.О., заместитель директора по информатизации. |
Общие сведения о лицее
Лицей расположен в северном жилом микрорайоне, в окружении которого находится большинство учреждений дополнительного образования города.
В лицее обучается 140 учащихся в 7 классах (с 5 по11 класс), работают 20 педагогов.
Управление лицеем осуществляется на основе демократии, гласности, самоуправления. Непосредственное управление педагогическим процессом реализует директор лицея и его заместители: по учебно-воспитательной и информационным технологиям.
Угличский физико-математический лицей прошел несколько этапов в своем развитии.
I этап 1995-2000 год
В 1995 году на базе учебно-научного комплекса информационных технологий совместно с лабораторией дистанционного обучения была создана физико-математическая школа, в которую были собраны учащиеся 10-11 классов, проявляющие склонность к изучению математики, физики, информатики. С 1998 года обучение в школе ведется с пятого класса. Стратегия и тактика работы школы строилась на основе изучения потребностей социума, для чего проводились опросы и анкетирование, которые помогали выявить те направления развития школы, которые, по мнению учащихся, нашего округа и их родителей, являются наиболее важными. Особое внимание в работе школы уделяется созданию условий для работы с одаренными детьми, обеспечению высокого уровня качества образования при повышенном уровне сложности, что подтверждают результаты качества знаний на экзаменах и олимпиадах.
В 1999-2000 учебном году на основе анализа поступления выпускников школы в вузы было выявлено, что наибольшей популярностью пользуется Ярославский государственный университет им. П.Г.Демидова (физический, математический, ИВТ факультеты).. По рекомендации Совета школы и результатам анкетирования, администрация школы заключила договоры о сотрудничестве с физическим и математическими факультетами ЯрГУ им. П.Г. Демидова. Был подписан Договор о создании на базе школы физико-математического лицея при ЯрГУ, который в последствии был утвержден Главой Угличского муниципального округа Э.М. Шереметьевой.
II этап 2001-2005 год
В течение 2000-2001 учебного года прошли согласование учредительные документы, был подписан Устав лицея, а в течение 2001-2002 учебного года лицей получил лицензию на ведение образовательной деятельности, успешно прошел процедуру аттестации и аккредитации.
Разработана вторая Программа развития, основная цель которой – становление лицея. Велась работа по созданию обогащенной воспитательной среды: продолжили свою работу кружки по математике, физике, краеведению, была организована работа кружка немецкого языка, театральной студии, пресс-студии, изо-студии, видео-студии, волейбольной секции. В лицее были введены ставки специалистов дополнительного образования. Шел поиск новых форм руководства классными ученическими коллективами, по решению педагогического Совета лицея введены ставки освобожденных классных руководителей. Продолжается работа по развитию школьного самоуправления. Был создан Совет лицеистов. Введена ставка педагога – психолога и создана психологическая служба. Основной задачей психологической службы является психолого–педагогическое изучение личности учащихся с целью обеспечения индивидуального подхода. Традиционно в лицее проводятся психолого-педагогические консилиумы в 5, 8 и 10 классах по теме «Индивидуальные психологические особенности учащихся». В лицее работают высококвалифицированные педагоги, имеющие высшее образование и получившие в ходе аттестации высшую и первую квалификационную категории.
Лицей становится опорной школой Угличского МО в номинации «Школа инновационного типа» по работе с одаренными детьми. Ведется работа по созданию оптимальной системы обучения способных и потенциально одаренных учащихся. Разработаны новые механизмы отслеживания результатов обучения.
На базе лицея осуществляется повышение профессиональной компетенции учителей Угличского муниципального округа:
– консультирование учителей математики, физики, информатики по наиболее сложным темам программы;
– проведение семинарских занятий для учителей-предметников и руководителей школ.
– проведение открытых уроков;
Угличским физико-математическим лицеем подготовлены и изданы методические пособия для учителей и учащихся Угличского муниципального округа.
Опыт работы Угличского ФМЛ с одаренными детьми представляется на региональных конференциях:
– «Основные направления модернизации муниципальных методических служб», г. Рыбинск, 2002 г.
– «Компетентностный подход в преподавании естественно-математических дисциплин», г. Ярославль, 2003 г.
– «Информатизация образовательного процесса в школе», гг. Углич, Некоуз, 2004 г.
В 2001–2002 гг. Угличский ФМЛ участвует в муниципальной программе информатизации, в рамках которой занимается разработкой проекта создания городской компьютерной сети. В процессе реализации программы лицею выделяется бесплатный канал доступа к сети Internet и средства на приобретение вычислительной техники (видеопроектора, трех компьютеров и двух модемов).
В 2004-2005 у.г. лицей становится участником пилотного проекта Microsoft IT Academy. В рамках проекта на курсах Microsoft был подготовлен учитель информатики, которому был выдан сертификат международного образца, дающий право преподавать курс Microsoft Office Specialist учащимся лицея и выдавать им удостоверения установленного образца. Также в рамках проекта Угличскому ФМЛ был выдан комплект учебных и методических пособий для учащихся и учителей. Создан компьютерный класс, отвечающий всем современным требованиям. Ведется внедрение информационных технологий в учебный процесс, применяется метод проектов при изучении информационных технологий и других учебных предметов.
III этап 2006-2008 год
В 2006 году лицей вошел в число 22 лучших школ Ярославской области в результате конкурсного отбора в рамках ПНПО и получил грант в размере одного миллиона рублей.
Применение мобильных АРМ учителей (ноутбук, проектор, экран) привело к тому, что ИКТ стали использоваться не только на уроках информатики.
Созданы условия для сохранения и укрепления здоровья учащихся:
– модернизирован медицинский кабинет;
– приобретены тренажеры в спортивный зал.
Проводится работа по обеспечению безопасных условия для учащихся и педагогов:
– установлена пожарная сигнализация в учебном корпусе №2;
– установлена кнопка тревожной сигнализации.
Приобретено оборудование для кабинета физики и учебных мастерских, лабораторное оборудование для кабинета химии и биологии.
Создана новая лаборатория по физике при финансовой поддержке Попечительского Совета, который в 2006 году получил статус общественной организации и юридического лица.
Закуплена новая мебель в кабинеты химии и биологии, русского языка и литературы, математики.
В 2006 году в лицее создана детская общественная организация «Союз лицеистов», зарегистрированная отделом Молодежи управления по делам культуры, молодежи и спорта администрации УМР.
С 2005 года лицей является региональной экспериментальной площадкой ГОУ «Институт развития образования» лаборатории мониторинга «Использование ПМК «Социомониторинг».
В 2006 году лицей стал дипломантом Ярославского областного конкурса «За лучшую работу в области обеспечения качества».
В лицее создан благоприятный микроклимат для обучения, существуют доброжелательные отношения между учащимися и педагогами, что обеспечивает высокую мотивацию учения. Хорошо учиться в лицее – это престижно.
Налажено взаимодействие лицея с учреждениями дополнительного образования, путем заключения совместных договоров с центром «Гармония», Домом детского творчества, Центром внешкольной работы, это обеспечивает внедрение новых эффективных воспитательных технологий.
– традиционно проводятся Дни здоровья для учащихся лицея;
– введен мониторинг состояния здоровья учащихся совместно с детской поликлиникой;
– на уроках используются эффективные методы обучения, внедряются здоровьесберегающие технологии.
В 2008 году лицей занял II место в муниципальном конкурсе «За лучшую работу по патриотическому воспитанию учащихся».
О повышении качества обучения в лицее свидетельствуют следующие результаты:
1. Качество знаний учащихся за последние годы в среднем составляет 80% при 100% успеваемости.
2. По итогам ЕГЭ по математике лицей 6 лет подряд занимает второе место в области, показывает высокие результаты и по другим предметам.
3. Учащиеся лицея демонстрируют высокую результативность на муниципальных олимпиадах по математике, физике, информатике, астрономии, английскому языку, литературе, истории.
4. Лицеисты регулярно становятся призерами областных олимпиад.
5. Увеличилось количество учащихся, ставших победителями и призерами Всероссийских олимпиад.
6. Учащиеся лицея ежегодно становятся победителями муниципального конкурса «Ученик года».
7. Из 19 выпускников в 2008 году 7 учащихся получили медали (5 золотых и 2 серебряных).
8. Значительное количество выпускников ориентировано на получение высшего образования (100% выпускников ежегодно поступают в вузы, около 90% – на бюджетные места).
9. Успешно решается задача социализации, что подтверждается статистикой поступления и обучения в вузах.
Анализ ситуации и ключевые проблемы,
требующие решения и их причины
Лицей ориентирован на обучение и воспитание учащихся, а главное на развитие их интеллектуальных способностей, образовательных потребностей с учетом их возможностей и личностных склонностей. Это достигается путем создания благоприятных условий для общеобразовательного, нравственного и физического развития каждого учащегося.
I. Сильные стороны 1. Мы достаточны компетентны. 2. У нас созданы условия, которые позволяют быть конкурентоспособными. 3. Мы способны прогнозировать события. 4. Мы пользуемся хорошей репутацией среди партнеров и потребителей образовательных услуг. 5. Мы занимаем лидирующее положение в своей отрасли. 6. Мы располагаем продуманной стратегией в каждом из направлений деятельности. 7. Мы располагаем эффективными технологиями организации образовательного процесса. 8.Нас отличает умение создавать новые образовательные продукты. 9. У нас безусловное технологическое превосходство (высокая технологическая вооруженность) |
II. Слабые стороны 1.Мы не располагаем достаточными финансовыми ресурсами для создания единой информационной среды. 2. Возможности кадрового потенциала реализуются не в полной мере. 3. Часть предметов преподают совместители. |
III. Благоприятные возможности 1.Круг наших партнеров и потребителей образовательных услуг достаточно широк. 2.Потребители образовательных услуг заинтересованы в развитии образовательной системы. 3. Имеется возможность получения квалифицированной научно-методической поддержки. 4. Имеется необходимая методическая литература и другие источники информации. 5. Нас начинают принимать в расчет наши конкуренты. 6. Условия для творчества развиваются более динамично, чем раньше. 7. Изменения в образовательном учреждении поддерживают муниципальные органы власти, которые готовы оказать необходимую помощь. 8. Поддержка Управлением образования инновационных процессов в образовательной среде. 9. Заинтересованность общественных организаций в сотрудничестве с образовательным учреждением. |
IV. Угрозы 1. Недостаточный объем средств на развитие, получаемый за счет нормативного бюджетного финансирования. |
1. Использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе и управленческой деятельности
I. Сильные стороны 1. Создано два компьютерных класса, отвечающий современным требованиям. 2. Имеется ЛВС с выходом в Internet (корпус №1: кабинет директора, бухгалтерия, кабинет информатики). 3. Профессиональная подготовка 50% педагогических кадров в области новых информационных технологий по программе Intel «Обучение для будущего». 4. Методическая и технологическая подготовка педагогов к проведению уроков на АРМ. 5. По всем предметам имеются наглядные и методические пособия на электронных носителях. 6. 80% учащихся имеют дома компьютер с выходом в Internet. Выполняют заданные на дом проекты, рефераты с использованием информационных ресурсов в электронном виде. 7. Наличие трех мобильных. |
II. Слабые стороны 1. Отсутствие единой локальной сети лицея. 2. Слабая методическая и технологическая подготовка педагогов к проведению Интернет – уроков. 3. Недостаточно широкое использование возможностей дистанционного обучения учителей и учащихся. 4. Низкий охват учителей лицея работы в сетевых сообществах; 5. Недостаточное использование IТ – технологий в работе с родителями и общественностью. 7. Низкая эффективность мобильных АРМ (в соотношении: затраты на установку-эффект) |
III. Возможности 1. Оборудовать АРМ педагогов в кабинетах химии и биологии, русского языка и литературы, истории и географии. 2. Изыскать дополнительные средства для информатизации. 3. Участие в конкурсах, проектах. |
IV. Ограничения и риски 1. Отсутствие средств для оборудования АРМ педагогов во всех кабинетах. 2. Кабинет информатики занят, и педагоги других предметов не имеют возможности проводить уроки с использованием ИКТ в полном объеме. 3. Internet.имеется только в корпусе № 1. |
2. Сильный состав учителей–предметников, из них 5 победителей ПНПО
I. Сильные стороны 1. Высокий уровень специальной и методической подготовки, а также требовательность, которые обеспечивают высокую результативность: а) по итогам года при 100% успеваемости, качество знаний 83%. б) 6 лет подряд лицей занимает II место в области по результатам ЕГЭ (математика). в) 30% учащихся являются победителями и призерами муниципальных олимпиад, 7% победителями и призерами областных олимпиад, 2% учащихся в 2008 году – победители и призеры Всероссийских олимпиад по экономике и основам предпринимательской деятельности. г) учащиеся старшей и младшей команд по итогам года завоевали вторые места во второй лиге областных математических боев. д) по итогам областного лингвистического турнира «Юный языковед» учащиеся лицея на III месте. е) в областном конкурсе «Юные исследователи природы» – I место. ж) В областной научно-краеведческой конференции «Отечество» I и IV места. |
II. Слабые стороны 1. «Разновекторность» мощных педагогических влияний на детей. 2. Избыточность предметно-педагогических воздействий учителей. 3. Учащиеся оказываются в ситуации хронического перенапряжения. Потери собственной познавательной активности. 4. Отсутствие свободного (приватного) времени. |
III. Возможности 1. Межпредметная проектная и научно- исследовательская деятельность. 2. Организация работы с одаренными учащимися школ района. |
IV. Ограничения и риски 1. Недостаточность вариативности в «разделении педагогического труда» между учителями, работающими с одними и теми же учащимися. |
3. В лицее обучается 7 классов, по одному в каждой параллели, максимальная численность класса: 20 учащихся.
I. Сильные стороны 1. На уроках уделяется больше времени каждому учащемуся. 2. Учитываются индивидуальные особенности учащихся, что позволяет добиваться высоких результатов качества знаний по всем предметам. 3. Дружные и сплоченные коллективы классов и лицея в целом. |
II. Слабые стороны 1. Недостаточный уровень средств, получаемых за счет нормативного бюджетного финансирования. 2. Маленькая нагрузка по некоторым предметам, поэтому часть педагогов работает по совместительству. |
III. Возможности 1. Привлечение одаренных учащихся из других школ города на дополнительные занятия по предметам во внеурочное время. |
IV. Ограничения и риски 1. Отсутствие ставок для педагогов дополнительного образования. |
4. Некоторые предметы преподают совместители
I. Сильные стороны 1. Использование ресурсов других общеобразовательных учреждений. 2. Заключение трудовых договоров с учителями на один учебный год. |
II. Слабые стороны 1. Отсутствует система подготовки к ЕГЭ, олимпиадам, конкурсам по данным предметам. 2. Мало учащихся выбирают данные предметы в качестве экзамена по выбору. 3. Снижаются качество знаний и мотивация к изучению данных предметов. |
III. Возможности 1. Пригласить для преподавания лучших учителей города. 2. Организация дополнительных занятий для учащимися, проявляющим интерес к физике, с привлечением преподавателей ЯрГУ им. П.К.Демидова по договору между лицеем и университетом. 3. Дополнительное обучение учащихся на заочных и дистанционных курсах. 4. Использование возможностей Internet. 5. Пригласить на работу молодого специалиста после окончания вуза. |
IV. Ограничения и риски 1. Недостаточно средств у лицея для оплаты работы преподавателей ЯрГУ. 2. Удаленность лицея от областного центра. |
5. Высокий уровень развития учащихся
I. Сильные стороны 1. Быстро усваивают учебный материал, показывают высокое качество знаний. 2. Владеют цифровыми и информационными ресурсами. 3. Имеют разносторонние интересы. |
II. Слабые стороны 1. Большинству учащихся все дается легко, не приобретают навыки трудолюбия. 2. Завышенная самооценка. 3. Сниженная мотивация учения у некоторых учащихся. |
III. Возможности 1. Проведение уроков с использованием ИКТ 2. Привлечение учащихся по всем предметам к проектной и исследовательской деятельности в соответствии со своими склонностями и интересами. 3. Участие учащихся в различных дистанционных интеллектуальных и творческих конкурсах, телекоммуникационных проектах 4. Формирование активной жизненной позиции через участие в общественной детской организации и органах ученического самоуправления. |
IV. Ограничения и риски 1. В лицее имеется выход в Internet.только в кабинете информатики. 2. Большая загруженность учащихся и участие в кружках и секциях лицея и учреждений дополнительного образования. |
6. Аналитические выводы
Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют все более высокие требования к уровню знаний и умений выпускников школы, качеству преподаваемого материала, уровню предъявляемой и обрабатываемой информации. Внедрение современных технологий в образовательный процесс является дополнительной возможностью повышения качества обучения учащихся. Новые информационные технологии и программные средства способны помочь работникам лицея более эффективно решать следующие задачи:
– стимуляция самостоятельности и работоспособности учащихся, содействие развитию их личности;
– наиболее полное удовлетворение образовательных потребностей как наиболее способных и мотивированных учащихся, так и недостаточно подготовленных.
Для решения этих задач в лицее, считаем необходимым:
– создание единой информационной среды, внедрение ИКТ в образовательный процесс;
– развитие ИКТ компетентности участников образовательного процесса. Формирование умений работы в локальной сети;
– привлечение учащихся к научно-исследовательской и проектной деятельности по всем предметам;
– использование возможностей дистанционного обучения учителей и учащихся;
– автоматизировать процесс управления лицеем;
– обобщить и систематизировать накопленный опыт по использованию ИКТ в образовательном процессе;
– привлечение дополнительных средств, для создания автоматизированных рабочих мест (АРМ) педагогов.
Концепция желаемого будущего состояния лицея
1. Обновленная миссия лицея
Муниципальное общеобразовательное учреждение Угличский физико-математический лицей дает углубленную подготовку по математике, физике, информатике и предоставляет максимальный спектр возможностей наибольшему числу учащихся, ориентированных на высокий результат обучения и воспитания. Создает условия для развития навыков научно-исследовательской и проектной деятельности, обеспечивает успешную социализацию и сохранение здоровья.
Основным условием успешного развития лицея является сочетание высокого педагогического профессионализма учителя и внутренней образовательной мотивации школьников.
2. Образ будущих выпускников лицея
Учащиеся лицея, получившие основное общее образование должны:
– освоить на уровне требований государственных программ учебный материал по всем предметам школьного учебного плана;
– изучить на углубленном уровне сложности алгебру;
– изучить на повышенном уровне сложности физику, информатику, геометрию;
– приобрести необходимые знания и навыки жизни в обществе, овладеть средствами коммуникации;
– овладеть основами компьютерной грамотности;
– овладеть системой общеучебных умений (сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, выделение главного);
– знать свои гражданские права и уметь их реализовывать, уважать свое и чужое достоинство, собственный труд и труд других людей.
Выпускник лицея, получивший среднее (полное) общее образование – это человек, который:
– освоил все общеобразовательные программы по предметам школьного учебного плана;
– изучил на углубленном уровне сложности учебные программы по алгебре и математическому анализу, геометрии, физике, информатике;
– освоил содержание физико-математического профиля обучения на уровне достаточном для успешного обучения в учреждениях высшего профессионального образования;
– овладел основами компьютерной грамотности, программирования, получил начальные навыки технического обслуживания вычислительной техники;
– знает свои гражданские права и умеет их реализовать, уважает свое и чужое достоинство, собственный труд и труд других людей;
– готов к формам и методам обучения, применяемым в учреждениях высшего профессионального образования;
– умеет осмысленно и ответственно осуществлять выбор собственных действий, контролировать и анализировать их, обладает чувством социальной ответственности;
– способен к жизненному самоопределению и самореализации, может быстро адаптироваться к различного рода изменениям;
– ведет здоровый образ жизни.
3. Обновленные ценности педагогического коллектива (кредо)
Учитель должен быть:
– талантлив, обладать высоким профессионализмом. Все это в сочетании с одаренностью учеников должно дать высокие результаты работы лицея.
– использование современных методов преподавания, облегчающих общение с учащимися;
– своевременное и адресное распространение учебных материалов;
– использование информационных технологий для проверки работ и выставления оценок;
– реализация дифференцированного подхода к обучению различных категорий учащихся;
– получение доступа к специализированным учебным материалам;
– использование материалов в различных форматах (Power Point, Word, Excel, веб – страницы);
– использование электронных учебных материалов и проверочных заданий к ним;
– автоматическое введение статистических данных учителей и классов, учебных материалов и отчетов об успеваемости;
– реализация учебных программ средствами дистанционного образования;
– создание новой практики обучения и внеучебных форм образования.
Свою задачу в современном обществе учитель видит не в передаче детям максимально возможного объема знаний, а в том, чтобы учить «умению учиться». Функция учителя – содействие дарованиям, самостоятельности и инициативе лицеистов. При этом учащиеся самостоятельно приобретают также знания и развивают те способности, которые важны для них. Учитель из руководителя должен перейти в разряд советчика, равного ученику в личностном аспекте, но более опытного и знающего.
Учитель умеет вести индивидуальную работу, находит подход к каждому, насыщая общение с детьми интересной интеллектуальной деятельностью, исследовательской практикой.
Учитель должен быть всегда доступен детям. Даже занимаясь решением вопросов дисциплины, ему необходимо всячески показывать им, что они хорошие, что он их любит, хотя порой они ведут себя неправильно.
Особое значение, имеет имидж учителя: его внешность, речь, поведение.
Высокий уровень результатов знаний по предметам, может быть достигнут, лишь при высокой квалификации учителей в части дидактической дифференциации и уметь создавать в классах атмосферу коллективизма, взаимопомощи учащихся.
Для работы с одаренными детьми учителю должна быть присуща широта образования, интересов, глубокое мышление. Активно воздействовать не только на умственное, но и личностное развитие одаренных детей может только педагог, сам являющийся личностью.
4. Общие подходы к организации образовательного процесса
Формы обучения | Дифференциация обучения |
1. Очная. 2. Индивидуальная. 3. Экстернат. |
1. Базовые программы. 2. Расширенные программы. 3. Углубленные программы. |
Обучение в лицее организовано на II и III ступенях среднего полного общего образования и делится на 3 этапа:
5-7 класс – подготовительный.
8-9 класс – первый этап углубленного изучения математики, физики, информатики.
10-11 класс – второй этап углубленного изучения математики, физики, информатики, этап допрофессиональной подготовки.
В учебном плане лицея выделено дополнительное количество часов за счет школьного компонента на изучение математики, физики, информатики. По указанным предметам используются программы углубленного изучения в 8-11 классах. В 5-7 классах на математику также выделены дополнительные часы с целью развития способностей учащихся и подготовке их к углубленному изучению.
Учитывая, что система обучения в лицее является личностно-ориентированной, учащимся предлагаются, также Программы развития творческих способностей для удовлетворения их личных потребностей в получении образования по отдельным областям знаний в соответствии с уровнем их подготовки.
5. Подготовительный этап лицея
На подготовительном этапе обучаются учащиеся 5-7 классов. Главная цель подготовительного этапа лицея:
Подготовка учащихся 5-7 классов к обучению в среднем и старшем звене в предпрофильных и профильных классах, то есть достижение каждым обучающимся комплексной личностно-образовательной компетенции «лицеист», состоящей из таких компонентов, как: нравственно-этический, мотивационный (склонности и интересы), энергетический (способности и здоровье), деятельностный и когнитивный (ЗУНы), волевой и эмоциональный.
Главная цель определяет задачи обучения, воспитания и развития учащихся на подготовительном этапе.
1)Обучающие задачи:
– формирование прочных навыков учебной деятельности: учебно-организационных, учебно-информационных и учебно-коммуникационных;
– успешное усвоение базового компонента образования на повышенном уровне и достижение высокого качества освоения знаний, умений и навыков учащихся;
– развитие познавательных способностей детей для продолжения образования; развитие их познавательной активности, владение приемами самоконтроля и самопроверки;
– овладение учащимися устойчивой речевой и математической грамотностью;
– воспитание культуры речи и общения.
2)Задачи воспитания учащихся:
– формирование базовых навыков поведения ученика-лицеиста; воспитание учащихся в духе демократии, свободы, личного достоинства и высокой требовательности к себе; развитие творческих способностей учащихся; формирование активной жизненной позиции; привитие навыков коллективизма; предоставление возможности в деятельности различных общественных объединений;
– воспитание в каждом ученике желания стать лидером на основе достижения высшего уровня в жизненной цепи: знание, умение, мастерство, творчество;
– обеспечение сочетания практических знаний и умений с эстетическим воспитанием, гарантирующим навыки поведения в различных ситуациях с умением понимать и ценить искусство: живопись, музыку, поэзию;
– совершенствование системы дополнительного образования, содержание которого обеспечивает реализацию познавательных интересов в соответствии с увлечениями учащихся.
3)Задачи развития личности:
– диагностика способностей учащихся и формирование устойчивой мотивации к обучению;
– проведение мониторинга достижений учащихся, позволяющего проследить результаты обучения в соответствии с зоной ближайшего развития ученика;
– обеспечение учебного процесса и внеурочной деятельности учащихся;
– реализация принципа участия семей в процессе развития .ребенка.
Итоговый результат образования на подготовительном этапе: достижение каждым обучающимся комплексной личностно-образовательной компетентности «ученик лицея», «лицеист», включающей в себя мотивационный (склонности и интересы), энергетический (способности и здоровье), деятельностный и когнитивный (ЗУНы), волевой и эмоциональный и, прежде всего, нравственно-этический компоненты.
6. Основной этап лицея
Физико-математический профиль существует с 1995 года, делая лицей в ее старшем звене математическим, в каком качестве он и был известен в Ярославской области. По сей день этот профиль остается востребованным, авторитетным, как для учащихся, так и для родителей, соединяя высокую результативность, опору на традиции школы и следование современным требованиям.
В качестве основных целей основного этапа лицея можно выделить: формирование умений работать с абстрактным содержанием; формирование рефлексии; формирование волевых навыков; социализация учащихся.
1.Формирование умений работы с абстрактным содержанием. Под этим подразумевается адекватное осознание связей абстрактного и конкретного, потребности и умения на основе этого как интерпретировать предлагаемое содержание, так и создавать новое, т.е. заниматься творчеством. Основной критерий сформированности здесь (самый традиционный) – успешность учащихся в учебном процессе (причем имеются в виду, как урок, так и внеурочные мероприятия по профильным предметам – олимпиады, математические бои, математические и физические турниры и т.д.).
2. Формирование рефлексии. Речь идет об умении переносить умение работы с абстрактным содержанием на собственную деятельность. Критерий здесь – способность проектировать и анализировать свое поведение, причем в широком смысле, как в рамках лицея, так и вне его.
3.Формирование волевых навыков, понимаемое вполне традиционно как умение ученика «себя заставить» – необходимое условие элементарной работоспособности. Наличие и степень выраженности у учащихся этого качества и выступает в качестве критерия.
4. Социализация учащихся в соответствии с уровнем подготовки и «социальным заказом». Речь идет о том, что ученик должен быть готов к поступлению в вузы математического и физико-математического профиля, и в том числе самого высокого уровня, а также учебе в них. Критерий – это статистика поступлений, анализируемая с учетом уровня сложности вступительных экзаменов и ранга вуза.
Структура первого этапа углубленного изучения лицея строится следующим образом: 8-й и 9-й классы, являясь предпрофильными, уже содержат углубление по алгебре, геометрии, физике и информатике. Которые будут являться основными для 10-11 классов. На их изучение увеличено количество часов, что является необходимым условием более глубокого освоения материала. Большая роль отводится внеурочным занятиям по этим предметам и в первую очередь по математике. Школьники начинают принимать участие в математических боях как внутри лицея, как и с другими школами Ярославской области. С 8-го класса учащиеся лицея начинают участвовать в работе зимнего математического лагеря, продолжают проводиться только на более высоком уровне – математические кружки. В 9 классе учащимся предается писать исследовательские работы по самым различным темам, в том числе по математике и естественным наукам.
10–11-й классы являются собственно углубленными. В изучении математики наступает принципиально иной этап. В соответствии с программой для физико-математических классов учащиеся начинают полноценное изучение математического анализа, параллельно с чем продолжается углубленное освоение элементарной математики. Данный подход позволяет не только оптимально реализовать упомянутые цели и задачи, но и, более того, воспитать определенную математическую культуру, наличие которой, несомненно, необходимо любому занимающемуся математикой профессионально или даже соприкасающемуся с ней.
Еще более расширяются внеурочные мероприятия. Продолжается участие в математических боях и профильных олимпиадах, играет большую роль зимний математический лагерь, где также организуются лекции, которые читают математики, физики и программисты, занимающиеся наукой профессионально. Что позволяет ученикам получать представление не только о «взрослой» математике и «взрослой» физике», но и о деятельности ученого.
По мере изучения физики расширяются и усложняются внеурочные мероприятия по этому предмету. Начинает работу физический кружок, нацеленный на освоение олимпиадных задач; ученики начинают принимать участие в физических боях с другими школами области. Курс информатики заменен курсом программирования, предполагающим освоение профессии программист. Подготовка учащихся заканчивается получением после экзамена в 11 –м классе квалификационного свидетельства «Оператор ЭВМ».
7. Намечаются следующие направления развития
1. Создание единой информационной среды, внедрение ИКТ в общеобразовательный процесс.
2. Существенное расширение проектно-исследовательской деятельности учащихся, в рамках которой возможна наиболее эффективная реализация дифференцированного, а также индивидуального подхода и которая играет огромную роль в формировании мотивации учащихся.
3. Дальнейшая работа по отбору содержания и методов, имеющая целью исключение перегрузок учащихся, так как качество достигается исключительно «интенсивным», а не «экстенсивным» путем – это касается всех без исключения предметов.
4. Расширение и усовершенствование внеурочных мероприятий по физике и программированию (включая Интернет – конкурсы) с целью достижения большей эффективности изучения этих предметов.
8. Организация образовательного процесса с использованием информационно-коммуникационных технологий
Организация образовательного процесса с использованием информационно-коммуникационных технологий, представляет собой структурную взаимосвязь целевого, содержательного, технологического и результативного компонентов, а именно: обоснованные цели обучения; содержание обучающих программ (информационно-образовательный, деятельностный и оценочно-результативный модули); условия достижения целей; учебную деятельность учителя и обучающихся и результаты обучения.
Цели организации учебного процесса с использованием информационно-коммуникационных технологий:
– развитие в процессе обучения способностей учеников к продуктивной самостоятельной творческой деятельности в современной информационно насыщенной среде;
– формирование компонентов информационной культуры, а именно: развитие способностей отбирать нужную информацию, знакомство с новыми способами технической обработки информации, формирование практических умений по компьютерной обработке информации и др.
Применение современных информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе имеет свои дидактические функции:
– обучающая функция в рамках классно-урочной системы в различных социальных и культурных условиях, а также в самостоятельной, индивидуальной и учебно-исследовательской деятельности;
– функция, развивающая мотивацию, интересы, мышление, навыки учебно-познавательной деятельности;
– организационная функция, обеспечивающая обратную связь учащихся с преподавателем, индивидуальную траекторию обучения и на уроке, и во внеурочной деятельности по выбранной тематике и по затраченному времени;
– контрольная и регулирующая функция (функция самоконтроля обучающихся и функция учительского контроля, мониторинг учебной деятельности за промежуток времени).
Обучение с использованием ИКТ осуществляется на основе системы принципов, отражающих основные требования к организации образовательного процесса:
– принцип систематичности обеспечивается использованием ИКТ на всех этапах обучения;
– принцип активности и самостоятельности учащихся предполагает значительную активность школьников на уроках с использованием ИКТ, умение ориентироваться в потоке информации, самостоятельное мышление;
– принцип дифференцированного подхода к учащимся ориентирован на возрастные особенности, уровень знаний, интересов, степень их подготовленности к восприятию. Он определяет методику работы с разными возрастными категориями обучающихся;
– принцип распределенности образовательных ресурсов проявляется в формах представления учебной информации и способах ее доставки (по сети или на локальных носителях), что дает возможность выбора наиболее удобного и привычного для изучения варианта, удобного темпа изучения материала и построения индивидуальной образовательной траектории;
– принцип авторского участия в учебном процессе;
– принцип интерактивности обеспечивается взаимодействием на основе сотрудничества участников образовательного процесса;
– принцип мультимедийного представления учебной информации;
Важная составляющая – содержание образования. Содержание образования: педагогически обоснованная, логически упорядоченная научная информация о подлежащем изучению материале. Оно определяет своеобразие обучающей деятельности преподавателя и познавательной деятельности школьников. Содержание образования является ядром, вокруг которого "нарастают" методы его освоения, формы организации учебной деятельности и весь процесс обучения, воспитания и развития школьников. Включая в образовательный процесс методы, формы, содержания образования, средства обучения, учитель способствует изменению его воздействия на учащихся, облегчает формирование прямой и обратной связи между учителем и учащимися.
Структурный анализ учебного материала позволяет выделить наиболее существенные (опорные) элементы темы, выявить системообразующие связи, определяющие эффективность функционирования дидактической системы в целом. Необходимо учитывать и то влияние, которое та или иная структура учебного материала оказывает на мотивацию обучения, на формирование интереса к учению и научного стиля мышления. Анализируя содержание обучения, по данной дисциплине необходимо выделить элементы структуры (разделы, темы, понятия), по которым обучение следует вести на уровне знаний, умений, навыков, творческого подхода к практическому применению.
Применение современных информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе значительно расширяет учебно-информационное пространство изучаемого предмета; совершенствует навыки информационной культуры; позволяет активно пользоваться ресурсами Internet в процессе подготовки к занятиям.
Урок остается основной формой организации усвоения содержания, однако, с учетом специфики ИКТ меняется его назначение. Образование ориентировано на удовлетворение познавательных потребностей школьников, обеспечивая максимальную свободу исходного выбора и последующую мобильность личности, такое образование должно предоставлять каждому свою возможную траекторию движения.
Форма обучения – организационная сторона обучения, предусматривающая состав и группировку школьников, структуру занятий, место и продолжительность его проведения, роль и специфику деятельности обучаемых. К традиционным формам обучения относятся: лекция, практическое занятие, групповое упражнение, семинар, контрольная работа и т.п. При ИТО формы проведения занятия могут оставаться прежними, но при этом в корне меняются приемы и содержание их проведения, что в первую очередь зависит от выбранного метода обучения и применяемых компьютерных или других информационных средств. В этом случае они становятся более многогранными и ориентируются, прежде всего, на активизацию познавательной деятельности обучаемых. Им становятся присущи такие свойства, как проблемность, наглядность, эмоциональность, высокая активность, наличие игровой ситуации. Используются следующие разновидности проведения занятий: проблемная лекция, лекция-консультация с использованием динамических и статических компьютерных слайдов, семинар-диспут, семинар – компьютерный практикум, деловая игра с моделированием на компьютере нештатных ситуаций, самостоятельное программирование с использованием инструментальных компьютерных оболочек, телеконференция и другие.
Моделирование представляет собой процесс формирования заданной модели учащегося через создание открытого образовательного пространства с разными видами деятельности (учебной, проектной, исследовательской).
Выбор методов обучения, форм работы на уроке определяется целями и задачами урока, учетом способностей, навыков и умений школьников, большая роль отводится их активности и самостоятельности.
Среди известных в дидактике методов обучения особое место занимают продуктивные методы: дискуссионные группы, форум проектных групп и т.д. Эти методы могут эффективно применяться для распределенных во времени и пространстве групп обучающихся (в так называемых виртуальных классах). Основой этих методов является телекоммуникационные сети и информационные технологии сетевого обучения. В таблице 1 представлено, как трансформируются, дополняются методы обучения за счет использования компьютерной техники и программных мультимедийных средств.
Урок представляется как целенаправленное сочетание ситуаций, охватывающих учеников, учителей, содержание обучения, оснащение и своеобразную организацию. Такие уроки должны конструироваться самими учителями для отдельного предмета, для конкретного состава учеников, с учетом общих и особых условий, в которых будет происходить процесс об учения
Создание открытого, информационного, образовательного, деятельностного и коммуникативного пространства, стимулирует у учащихся потребность и способность самостоятельного овладения знаниями с использованием ИКТ, пробуждает интерес школьников к предмету и интерес к учению в целом.
9. Особенности использования компьютерной техники и программных мультимедийных средств
Традиционные методы обучения | Традиционные средства и их дидактические возможности | Совершенствование за счет применения программных и технических средств ИТ |
Словесные: рассказ, беседа, объяснение, инструктаж | Устное слово, печатное слово (учебники и учебные пособия, книги) Ведущее средство – живое слово, которое легко сочетается с другими средствами обучения. Позволяет в сжатые сроки обогатить память учащихся обобщенными научными знаниями. | Подача текстовой информации с экрана, сообщение знаний (текст читает диктор программы). Возможность многократно повторить точно такое же содержание. Гиперссылки позволяют найти быстро нужную информацию. |
Наглядные: демонстрация, макета, демонстрация трудового приема или операции, экранная демонстрация | Натуральные объекты, модели, макеты, коллекции, таблицы, плакаты, схемы, иллюстрации, видеофильмы. Статичная демонстрация с экрана. Наблюдение за неподвижными объектами. | Мультимедийный показ приемов и операций; виртуальное преобразование предметов в пространстве и на плоскости; визуализация процессов, невозможных для рассмотрения в реальных условиях Лучше усваивается учебная информация, так как привлекаются все органы чувств |
Практические: упражнение, практические и лабораторные работы | Учебные задания для практической работы Учебная практика при выполнении упражнений, практических и лабораторных работ | Виртуальное практическое действие, плоскостное и пространственное моделирование объектов, автоматизация отдельных операций. Происходит логическая обработка практического материала, уменьшается количество организационных моментов |
Методы контроля: устный и письменный опрос, контрольная работа, самоконтроль и самооценка | Тестовое или контрольное задание, вопросы и проблемные ситуации Проверка хода и результатов усвоения школьниками теоретического и практического учебного материала | Машинный инструктаж и контроль. Быстрая и объективная оценка результатов. Оперативная самооценка и коррекция результатов |
10. Основные сферы изменения и ожидаемые результаты
Сферы стратегических изменений | Ожидаемые результаты | |
Учение и обучение |
1. Внесение ИКТ в учебный план лицея (организация общешкольной проектной деятельности) 2. Повышение эффективности урока за счет усиления информационно-коммуникативного компонента. 3. Смыкание урочной и внеурочной работы учащихся в единую систему, стержнем которой является проектная работа, информационно-коммуникативная направленность образования. 4. Освоение новых областей знаний и приобретение новых навыков для успешной сдачи ЕГЭ. 5. Дистанционная совместная работа с другими учащимися через Интернет. |
1. Создан общешкольный банк проектов, используемых в ходе урочной и внеурочной деятельности. 2. Рост компьютерной грамотности учащихся, обеспечивающий повышение качества образования. 3. Сформирована потребность у лицеистов в самообразовании, созданы условия для отработки специальных умений и навыков, воспитана самостоятельность и ответственность за свой выбор. 4. Снизилась учебная нагрузка учащихся, проявляющих интерес и способности к изучению отдельных предметов, увеличилось количество «успешных» учеников. 5. Повышение качества преподавания и знаний учащихся, способствующее успешной сдаче ЕГЭ. 6. Обеспечение равных образовательных возможностей для всех учащихся. |
Учебно-материальная база |
1. Обеспечение лицея средствами информатизации. 2. Оборудование АРМ учителя (компьютер, проектор, экран, принтер) во всех кабинетах. 3. Оборудовать кабинет информатики № 2 4. Создание локальной сети с выходом в Internet в 80% кабинетов. |
1. Оборудованы в соответствии с требованиями все учебные кабинеты. 2. Создана локальная вычислительная сеть с выходом в Internet в 80% учебных кабинетов. 3. Медиатека оснащена ЦОРами. 4. Оборудован новый кабинет информатики. 5. Создан информационный центр. |
Профессионализм кадров |
1. Повышение квалификации и профессиональная подготовка педагогических кадров в области новых информационных 2. Повышение мотивации учителя к постоянному профессиональному росту и использованию информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе. 3. Создание новой практики обучения и внеучебных форм образования. 4. Развитие ИКТ компетентности участников образовательного процесса. Формирование умений работать в локальной сети. 5. Разработка и адаптация методик использования ИКТ в учебном процессе. |
1. 100% педагогов лицея овладели компьютерной грамотностью, проводят уроки с использованием ИКТ. 2. Учителя владеют новыми способами организации учебной деятельности, умеют коллективно работать над проектами. 3. Педагоги участвуют в региональных и всероссийских конкурсах проектов на основе применения информационных технологий. |
Партнерство и внешние связи |
1. Активизация сотрудничества с центром телекоммуникационных технологий через увеличение количества лицеистов, участвующих в дистанционных проектах и олимпиадах. 2. Расширение сотрудничества с высшими учебными заведениями. |
1. Лицей активно использует ресурсы других учреждений для удовлетворения потребностей учащихся. 2. Увеличены интеллектуальные и материальные инвестиции в образовательный процесс лицея со стороны социума. |
Школьный менеджмент |
1. Разработка новых форматов статистики, помогающей в принятии решений и управлении процессом обучения. 2. Создание информационной системы управления лицеем. 3. Централизованное распространение методических рекомендаций, учебных материалов и тестов участникам образовательного процесса. 4. Создание систематизированного каталога учебно-методического комплекса лицея в электронном виде учителями предметниками. 5. Обобщение и систематизация накопленного опыта по использованию ИКТ в образовательном процессе. |
1. Установлена платформа IC: Хронограф. Школа 2.5 ПРОФ (из пакета СБППО) . 2. Заполнены шаблоны по материальным ресурсам лицея; 3. Работа с БД «Хронограф»: приказы, отчеты, запросы; 4. Ввод периодизированной информации в БД всеми участниками образовательного процесса. 5. Созданы электронные паспорта учебных кабинетов; |
План действий по реализации изменений
1. Обучение и учение
Действия |
Сроки |
Стоимость |
Ответственный |
1. Внесение ИКТ в образовательный процесс лицея (организация общешкольной проектной деятельности) |
2009-2011 |
– |
Администрация |
2. Проведение уроков с применением информационных технологий в кабинетах со стационарными автоматизированными рабочими местами учителей |
2009-2011 |
– |
Учителя-предметники |
3. Реализация программы «Одаренные дети» |
постоянно |
по 20 тыс руб |
Администрация |
4. Участие школьников в дистанционных олимпиадах, телекоммуникационных проектах |
постоянно |
– |
Учителя-предметники |
5. Организация совместной деятельности лицея и ЯрГУ им. Демидова, направленная на улучшение подготовки в ВУЗы. |
2009 |
– |
Администрация |
6. Организация дистанционного сопровождения школьников посредством сайта лицея, электронной почты |
2009 |
– |
Учителя-участники проекта |
7. Реализация комплексного подхода в обучении, овладение технологиями проектной деятельности, информационными и здоровьесберегающими технологиями |
2008-2011 |
– |
Учителя-предметники |
План действий по реализации изменений
1. Обучение и учение
Действия |
Сроки |
Стоимость |
Ответственный |
1. Внесение ИКТ в образовательный процесс лицея (организация общешкольной проектной деятельности) |
2009-2011 |
– |
Администрация |
2. Проведение уроков с применением информационных технологий в кабинетах со стационарными автоматизированными рабочими местами учителей |
2009-2011 |
– |
Учителя-предметники |
3. Реализация программы «Одаренные дети» |
постоянно |
по 20 тыс руб |
Администрация |
4. Участие школьников в дистанционных олимпиадах, телекоммуникационных проектах |
постоянно |
– |
Учителя-предметники |
5. Организация совместной деятельности лицея и ЯрГУ им. Демидова, направленная на улучшение подготовки в ВУЗы. |
2009 |
– |
Администрация |
6. Организация дистанционного сопровождения школьников посредством сайта лицея, электронной почты |
2009 |
– |
Учителя-участники проекта |
7. Реализация комплексного подхода в обучении, овладение технологиями проектной деятельности, информационными и здоровьесберегающими технологиями |
2008-2011 |
– |
Учителя-предметники |
2. Учебно-материальная база
Действие |
Сроки |
Стоимость |
Ответственный |
1. Создание стационарных автоматизированных рабочих мест учителей (компьютер, стационарный проектор, экран, принтер), обеспечение сохранности установленного оборудования (решетки на окнах, железные двери): – кабинет № 28 химии и биологии – кабинет № 27 русского языка и литературы – кабинет истории и географии № 12 |
2008-2009 |
125 тыс. руб. |
Мусинов В.С. Климатов А.О |
– кабинет математики № 23 – кабинет физики № 19; |
2009-2010 |
150 тыс. руб. |
|
– кабинет математики № 22; – кабинет информатики №21 |
2010-2011 |
180 тыс. руб. |
|
2. Создание и функционирование локальной компьютерной сети: |
2009-2011 |
|
|
– организация работы сервера |
2009 |
40 тыс. руб. |
|
– ЛВС: учебный корпус №1 + учебный корпус № 2 (до кабинета химии и биологии № 28) |
2009 |
20 тыс. руб. |
|
– создание ЛВС в 80% учебных кабинетов |
2009-2011 |
10 тыс. руб. |
3. Школьный менеджмент
Действие |
Сроки |
Стоимость |
Ответственный |
1. Автоматизация процесса управления лицеем – установка платформы IC: Хронограф. Школа 2.5 ПРОФ (из пакета СБППО) и перенос в нее базы данных; – рабата с БД «Хронограф»: а) Заполнение шаблонов по материальным ресурсам лицея; б) Создание электронных паспортов учебных кабинетов; в) Работа администрации с БД «Хронограф»: приказы, отчеты, запросы. г) Ввод периодизированной информации в БД всеми участниками образовательного процесса |
2009-2011 |
– |
Климатов А.О. |
2. Создание банка цифровых образовательных ресурсов и ресурсов сети Internet, которые могут быть рекомендованы учащимся для самостоятельной работы |
2009 |
10 тыс. руб. |
Учителя-предметники |
2010 |
10 тыс. руб |
||
2011 |
10 тыс. руб |
||
3. Создание систематизированного каталога учебно-методического комплекса лицея в электронном виде учителями предметниками: |
2010 |
– |
Учителя-предметники |
– ведение учета успеваемости учащихся – управление педагогической и учебной нагрузкой – формирование школьного расписания |
постоянно |
|
Кожохина Л.В. |
4. Школьное партнерство и внешние связи
Действия |
Сроки |
Стоимость |
Ответственный |
1. Проведение ежегодных отчетов лицея перед общественностью и родителями (освещение через СМИ) |
ежегодно апрель |
2 тыс. руб. |
Попечительский совет. |
2. Обеспечение деятельности Попечительского Совета |
постоянно |
4 тыс. руб. |
Мусинов В.С. |
3. Обеспечение деятельности родительских комитетов |
постоянно |
– |
Классные руководители |
4. Обеспечение деятельности договоров о сотрудничестве с учреждениями дополнительного образования |
постоянно |
– |
Администрация |
5. Продолжить договор о сотрудничестве с ЯрГУ им. П.Г. Демидова |
2008 |
– |
Мусинов В.С. |
6. Обеспечение деятельности детской общественной организации «Союз лицеистов» и ученического самоуправления |
постоянно |
2 тыс. руб. |
Кожохина Л.В. |
5. Профессионализм кадров
Действие |
Сроки |
Стоимость |
Ответсвенный |
1. Проведение цикла семинаров по использованию в учебном процессе технологий проектной деятельности и информационных технологий |
2 раза в год |
– |
Климатов А. О. |
2. Участие педагогов в дистанционном обучении |
2008-2011 |
– |
Администрация |
3. Работа в сетевых сообществах |
2009-2011 |
– |
Администрация |
4. Работа в лицейских творческих группах по изучению методики и технологии использования ИКТ в образовательном процессе |
2008-2011 |
– |
Климатов А. О. |
5. Обучение педагогов работе с электронной почтой |
2009 |
– |
Администрация |
6. Изучение правил работы в локальных сетях |
2009 |
– |
Климатов А. О. |
7. Разработка методики проведения уроков: – в кабинетах с использованием АРМ учителя; – с использованием Интернет |
2009-2011 |
– |
Климатов А. О., учителя-предметники |
8. Повышение квалификации заместителя директора по информатизации |
2009 |
10 тыс. руб. |
Мусинов В.С. |
9. Проведение мастер-классов по проблемам использования информационных технологий |
2 раза в год |
– |
Администрация |
10. Разработка программных продуктов и обучение учителей проведению уроков с использованием мультимедиатехники |
2009-2011 |
– |
Климатов А.О. |
6. Развитие воспитательного потенциала лицея
Действия |
Сроки |
Стоимость |
Ответственный |
1. Детскую общественную организацию включить в муниципальный реестр общественных организаций |
2009 |
– |
Кожохина Л.В. |
2. Обеспечить работу Совета лицеистов |
постоянно |
1 тыс. руб. |
Кожохина Л.В. |
3. Внедрение новых воспитательных технологий (проведение цикла семинаров, работа мастер-класса) |
постоянно |
– |
Администрация |
4. Разработка и обеспечение выполнение Программ развития массовых видов спорта |
2008-2011 |
5 тыс. руб. |
Раушкин В.И. |
5. Организация лекториев для родителей «Основы воспитания в семье» |
1 раз в четверть |
– |
Классные руководители |
6. Обеспечение выполнения комплексных целевых программ с целью адаптации учащихся в обществе: – по патриотическому воспитанию; – по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма; – по профилактике распространения наркотиков и ПВА в подростковой среде; – по профилактике и предупреждению правонарушений |
постоянно |
– |
Классные руководители |
7. Создание условий для самореализации детей в системе внеурочной деятельности |
постоянно |
10 тыс. руб. |
Классные руководители |
8. Участие школьников в сетевых проектах: – электронный музей истории лицея; – выпуск лицейской газеты «2х2» – конкурс буклетов «Наш любимый класс» |
2010 2008-2011 2009 |
1 тыс. руб. |
Климатов А.О. |
7. Бюджет программы
Бюджет |
Средства муниципального бюджета |
Привлеченные средства (Попечительский совет, |
1 год реализации |
100 тыс. руб. |
150 тыс. руб. |
2 год реализации |
100 тыс. руб. |
80 тыс. руб. |
3 год реализации |
100 тыс. руб. |
110 тыс. руб. |
8. Механизм реализации
1. Программа реализуется через годовой план работы.
2. Промежуточные результаты рассматриваются на Педагогических советах и Попечительском совете.